Новости
Установление количества лиц, фактически проживающих в помещении
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил обязанность собственников помещений оборудовать помещения приборами учета поставляемых коммунальных ресурсов. Совершенно очевидно, что до настоящего времени процесс установки таких приборов весьма далек от завершения. Причины различны - недостаток средств у собственников с невысоким уровнем дохода, осознание невыгодности установки таких приборов и т. п.
Впрочем, организации, занимающиеся управлением МКД, имеют выход из ситуации, когда совершенно очевидна необходимость взимания платы за поставляемые коммунальные ресурсы не по количеству зарегистрированных, а по количеству проживающих лиц. В соответствии с п. 56(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Постановление № 354, Правила № 354), в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и по крайней мере двумя потребителями и председателем совета МКД, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление МКД осуществляется ТОК или ЖСК и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией (УО).
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю). Указанный акт в течение трех дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Соответствующие изменения были внесены в Постановление № 354 постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 и за период их действия была наработана практика составления подобных актов, которые используются некоторыми УО достаточно успешно.
Так, например, истец Я. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать ЖСК произвести перерасчет начислений коммунальных платежей по квартире, исходя из числа зарегистрированных, равного нулю, взыскать с ответчика излишне полученную сумму платежей за коммунальные услуги. Требования были мотивированы тем, что Я., как собственник квартиры в доме, управляемом ответчиком, получает от ЖСК завышенные требования по оплате коммунальных услуг. При этом Я. выехала из квартиры и проживает по адресу регистрации в квартире, расположенной в другом МКД, где в полном объеме оплачивает коммунальные услуги.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, однако апелляция с такой позицией не согласилась. Апелляция указала, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении УО, ТСЖ, ЖСК, СПК договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ). Согласно п. 34 Правил № 354 потребитель обязан: информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в т. ч. временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Судом первой инстанции не было учтено, что в материалах дела имеются акты о проживании Я. с семьей, состоящей из троих человек (она, муж, сын) в данной квартире. Факт проживания Я. с семьей подтверждается также показаниями видеокамер в подъезде дома, а также актами, составленными ЖСК с участием проживающих в данном доме лиц. Таким образом, решение суда было отменено, а в удовлетворении заявленных требований отказано (апелляционное определение Московского городского суда от 06.05.2014 по делу № 33-15901/14).
Другой пример. Д. обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга» (УО) о признании акта о проживании без регистрации недействительным, обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, указав в его обоснование, что является собственником У доли в жилом помещении (квартире) общей площадью 62,5 кв. м. УО оказывает ему услугу управления МКД. Ответчиком в лице подрядной организации ООО «Наш дом» был составлен комиссионный акт о проживании без регистрации девяти человек киргизской национальности на площади 22,6 кв. м, принадлежащей на праве собственности сособственнику квартиры, трех человек узбекской национальности на площади 22,7 кв. м, принадлежащей на праве собственности Д. (истцу). Указанный акт истец считает незаконным, так как он был составлен в отсутствие собственников, участкового уполномоченного. На основании этого акта ответчик издал распоряжение о поручении ЕРЦ производить Д. начисления за коммунальные услуги из расчета на троих проживающих без регистрации в квартире на его площади лиц. Претензии истца к УО с требованием произвести перерасчет коммунальных услуг оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
В обоснование своих доводов истец указывал на несогласие с принятием судом в качестве доказательства акта о количестве проживающих в квартире, составленного УО, в связи с отсутствием в нем сведений о лицах, присутствовавших при осмотре (паспортных данных), на основании которых можно было бы удостоверить их личности, неверные сведения о собственниках квартиры, неподтвержденность количества установленных лиц, проживающих в жилом помещении без регистрации, отсутствие при составлении акта самого истца.
Суды тем не менее отвергли доводы истца, указав, что Д. в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не доказано фактическое не проживание посторонних лиц в квартире, наличие которых должно быть учтено при начислении коммунальных платежей по лицевому счету Д. (апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.01.2014 по делу № 33-833/2014).
В целом выводы суда вызывают определенное удивление в связи с перераспределением обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для дела. На истца была возложена обязанность доказать отсутствие наличия лиц, проживающих в его жилом помещении. Представляется, что в целом доказывать факт проживания таких лиц обязано лицо, осуществившее перерасчет платы за коммунальные услуги, т. е. УО. Хотя формально ст. 56 ГПК РФ в любом случае возлагает обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые ссылается истец в обоснование своих доводов, на истца.
Следует отметить, что в последнем из рассмотренных примеров акт, послуживший основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги, был составлен до вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344, т. е. в рамках действовавшего на тот момент законодательства, по которому к акту не предъявлялись столь жесткие требования. В настоящее время при составлении акта о количестве проживающих необходимо учитывать все требования п. 56(1) Постановления № 354. В противном случае соответствующий акт может быть признан недействительным, что повлечет негативные последствия для УО.
А. обратилась в суд с иском к ответчикам (УО, органу миграционного учета граждан) о признании недействительным акта обследования незаконного проживания в жилом помещении от 20.04.2013 и обязании произвести перерасчет коммунальных платежей за период с января по июль 2013 г.
Требования мотивированы тем, что в квартире истца до августа 2013 г. никто не проживал и не был зарегистрирован, квартира в наем не сдавалась. 20 апреля 2013 г. в отсутствие собственника комиссией в составе представителей эксплуатирующей организации ООО «Ремспецсервис ЧН» и участкового ОМВД России по району «Кузьминки» составлен акт, из которого следует, что в квартире истца фактически проживают три человека, после чего в адрес истца стали поступать документы об оплате коммунальных услуг из расчета трех проживающих в квартире лиц. А. полагает, что незаконными действиями ответчиков нарушены ее права, что и послужило основанием для обращения с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что эксплуатирующая организация располагала сведениями о временно проживающих в жилом помещении лицах, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, в связи с чем, акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, составлен на законном основании; сведения, указанные в акте обследования сомнений в достоверности не вызывают, поскольку личность находившегося в квартире лица установлена по паспорту в присутствии сотрудников эксплуатирующей организации и участкового уполномоченного.
Судебная коллегия с такой позицией суда первой инстанции не согласилась. Судьи апелляционной инстанции отметили, что ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих фактическое постоянное или временное (более пяти дней) подряд проживание каких либо лиц в количестве трех человек в квартире истца в спорный период, что могло бы явиться основанием для исчисления размера платы за коммунальные услуги в виде холодной воды, тепловой энергии в горячей воде и водоотведении в соответствии с положениями п. 56 Постановления № 354, согласно которому в случае, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд.
Представленный в материалы дела акт обследования незаконного проживания в квартире истца от 20 апреля 2013 г. не отвечает требованиям, предъявляемым законом к таким актам, так как в нем отсутствуют необходимые сведения, такие как: время его составления; фамилия, имя собственника жилого помещения. Кроме того, в акте отсутствуют сведения о лице, составившем данный акт; не исполнена обязанность по вручению его собственнику, направлению его исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Судебная коллегия также отметила, что сведений о том, что собственник жилого помещения А. извещалась о времени и месте составления акта, присутствовала при его составлении и отказалась от подписи, представленный акт не содержит. В акте не указано, кто именно фактически проживает в спорной квартире (указано только общее количество проживающих - три), не указаны их паспортные данные, правовое основание для занятия квартиры. Сведения, указанные в акте о М. (одном из проживающих лиц), также не могут свидетельствовать о проживании последней в спорном жилом помещении, поскольку отсутствуют сведения о том, проживает ли она в квартире, и если да, то, на каком правовом основании, кто вселил ее в спорную жилую площадь.
Исходя из изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что указанный акт составлен с нарушением требований действующего законодательства, в связи, с чем является недействительным (апелляционное определение Московского городского суда от 12.05.2014 по делу № 33-16292).
С учетом подобной судебной практики можно ли сделать вывод о том, что система по установлению количества фактически проживающих в жилом помещении лиц является действенной? Представляется, что п. 56(1) Правил № 354 является первым (и достаточно важным) шагом на пути по созданию такой системы. Однако для эффективного использования механизма необходимо четко соблюдать алгоритм составления акта, установленный Правилами № 354, особенно в части уведомления собственников и иных лиц, а также направления им копии акта. Кроме того, представляется, хотя это и не указано в п. 56 (1) Правил № 354 напрямую, что с учетом положений означенного пункта составлять акт необходимо несколько раз (не менее чем два раза в пять дней) для того, чтобы констатировать то обстоятельство, что период проживания лиц в жилом помещении действительно составляет не менее пяти дней и потребитель услуг подпадает под понятие временно проживающего лица.
Только соблюдение указанных правил даст УО шанс отстоять в суде правомерность начисления платы за коммунальные ресурсы по количеству лиц, проживающих в жилом действительно составляет не менее пяти дней и потребитель услуг подпадает под понятие временно проживающего лица.
Вернуться к новостям